«Принято» «Утверждаю» Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31 муниципального образования Темрюкский район Степура И.А. Приказ № 323 от «16» декабря2024 г. Протокол заседания Педагогического совета Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31 муниципального образования Темрюкский район № 5 от «16» декабря 2024 г. «Согласовано» Протокол заседания Совета Учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31 муниципального образования Темрюкский район № 16 от «16» декабря 2024 г. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31 муниципального образования Темрюкский район 1. Общие положения 1.1. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (далее — Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 31 муниципального образования Темрюкский район (далее – ОО) разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденным Приказом Министерством просвещения России от 31.05.2021 № 286; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденным Приказом Министерством просвещения России от 31.05.2021 № 287; - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; 1 - Федеральными образовательными программами (далее - ФОП) начального общего, основного общего, среднего общего образования; - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ"; - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 30.07.2020 № 845/369 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность"; - постановлением правительства Российской Федерации от 30 апреля 2024 года № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования»; - приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.05.2024 № 1008 "Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также перечня учебных предметов, по которым проводятся всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2024/2025 учебном году" - Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31 муниципального образования Темрюкский район. 1.2. В данном Положении использованы следующие определения: - оценка учебных достижений — это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям; оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения обучающихся; - отметка — это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся школы в баллах; - текущий контроль успеваемости — это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая педагогическим работником на уроках (учебных занятиях) в соответствии с образовательной программой; - промежуточная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени освоения образовательной программы соответствующего уровня, в том числе отдельной ее части, учебною предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы и является основанием для решения вопроса о переводе обучающегося в следующих класс. - итоговая аттестация - форма оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. 1.3. Положение является локальным нормативным актом ОО, регулирующим периодичность, порядок, систему оценивания и формы проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным образовательным 2 программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также порядок ликвидации академической задолженности. 1.4. Освоение образовательной программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости, промежуточной и итоговой аттестацией обучающихся, результаты которых фиксируются в электронном журнале и дневнике. 1.5. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся является установление соответствия фактически достигнутых результатов обучающихся, определенных в ФОП, разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. 1.6. ОО обеспечивает мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся. 1.7. Обучающиеся в форме семейного образования и самообразования зачисляются в ОО на период прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. 1.8. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью внутренней системы оценки качества образования и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 1.9. Текущий контроль включает тематическое оценивание, представляющее собой процедуру оценки уровня достижения планируемых результатов по теме. 1.10. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в установленном ОО порядке. 1.11. В соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО система оценки ОО реализует системнодеятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. 1.12. На всех уровнях школьного образования система оценивания включает различные формы оценки, которые разделены на две большие группы - внутреннее (внутришкольное) оценивание и внешнее оценивание. Они направлены на выявление особенностей достижения обучающимися образовательных результатов, а также обеспечивают непрерывность процесса совершенствования качества образования, обеспечивают конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. 1.13. Внутреннее (внутришкольное) оценивание предназначается для организации процесса обучения в классе по учебным предметам и регулируется локальными актами образовательной организации (положением) и в соответствии с ФОП включает в себя: стартовые (диагностические) работы, направленные на оценку общей готовности обучающихся к обучению на данном уровне образования, готовности обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации и других процедур оценки качества образования; текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающихся в освоении программы учебного предмета и определяемую 3 учителем в соответствии с целями изучения тематического раздела, учебного модуля, учебного периода и пр.; тематическую оценку, представляющую собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету; может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце её изучения. Результаты тематической оценки являются основанием для текущей коррекции учебной деятельности и ее индивидуализации. итоговую, складываемую из результатов накопленной оценки и итоговой работы по учебному предмету. Предмет итоговой оценки: способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании предмета с учетом формируемых метапредметных действий; промежуточную аттестацию, представляющую собой процедуру аттестации обучающихся по предмету (предметам), которая может проводиться по итогам учебного года или иного учебного периода; психолого-педагогическое наблюдение, представляющее собой целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие воспитательных явлений и процессов; позволяющее контролировать и оценивать развитие личности обучающегося под влиянием учебных занятий, внеклассных мероприятий, взаимодействия с другими обучающимися, учителями, родителями (законными представителями), выполнения поручений и участия в разных видах деятельности; внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся (оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов и оценка уровня функциональной грамотности). Все элементы системы внутришкольного оценивания по учебным предметам обеспечивают внутришкольный мониторинг образовательных достижений, включающий оценку уровня достижений личностных, метапредметных и предметных результатов. 1.15. В качестве результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации могут быть учтены результаты, полученные в иных образовательных организациях как в очной, так и в дистанционной формах. 1.14. Внешнее оценивание проводят федеральные или региональные органы управления образованием; внешние оценочные процедуры показывают, насколько объективно школа оценивает результаты учеников. К федеральным оценочным процедурам относятся НИКО, ВПР, ГИА. 1.15. В течение учебного дня для одних и тех же обучающихся может быть проведено не более одной контрольной работы. В течение учебной недели: - для обучающихся 2-4-х классов может быть проведено не более трех контрольных работ; - для обучающихся 5-8-х классов — не более четырех контрольных работ; - для обучающихся 9-11-х классов — не более пяти контрольных работ. Ответственность за соблюдение данных требований возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе Шамрай Татьяну Николаевну. 2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся 2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в целях: 4 - определения уровня достижения обучающимися результатов, предусмотренных образовательной программой; - своевременной корректировки рабочей программы и учебного процесса; - информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах обучения. 2.2. Текущий контроль и фиксация его результатов в электронном журнале осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть основной образовательной программы. 2.3. Результаты текущего контроля фиксируются в виде текущей оценки. 2.4. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета. 2.5. Объектом текущей оценки являются планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету. 2.6. Основным предметом текущей оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной грамотности. 2.7. Текущая оценка может быть формирующей и диагностической. Формирующая оценка поддерживает и направляет усилия обучающегося, включает его в самостоятельную оценочную деятельность. Диагностическая текущая оценка способствует выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. 2.8. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки с учетом особенностей учебного предмета (приложение 1). 2.9. В ходе текущего оценивания применяются критерии: знание и понимание, применение, функциональность. 2.10. Обобщенный критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов. 2.11. Обобщенный критерий «применение» включает: использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе; использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебноисследовательской и учебно-проектной деятельности. 2.12. Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций. 2.13. Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в реальной жизни. 5 2.14. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года и первого полугодия второго класса осуществляется без балльного оценивания. 2.15. Текущий контроль успеваемости во втором (со второго полугодия) и последующих классах осуществляется по пятибалльной или иной системе оценивания. 2.16. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 2.17. При организации текущего контроля используются различные формы, представленные в электронном журнале (приложение 1 к Положению). 2.7. Для каждого учебного предмета в электронном журнале представлен свой перечень форм контроля с учетом особенностей учебного предмета (приложение 2 к Положению). 3. Содержание и порядок проведения тематического оценивания 3.1. Тематическое оценивание — это комплекс оценочных процедур, проводимых в ходе текущего контроля успеваемости, с целью определения уровня достижения планируемых результатов, которые осваиваются в рамках изучения темы учебного предмета, курса, модуля. 3.2. Целью тематического оценивания является: - определение уровня достижения обучающимися результатов по теме; - своевременная корректировка рабочей программы и учебного процесса; - информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах освоения темы. 3.3. Итогом тематического оценивания является средневзвешенная отметка в электронном журнале по всем оценочным процедурам, проведенным в рамках изучения темы тематического каркаса. 3.4. Средневзвешенная отметка по теме тематического каркаса и динамика ее изменений формируются автоматически, отображаются в электронном журнале учителя и дневнике обучающегося. 3.5. Если тема является сквозной и изучается в различные учебные периоды, то формирование средневзвешенной отметки происходит с учетом всех периодов изучения темы. 3.6. Тематическое оценивание обеспечивает: 3.6.1. Обучающемуся - наличие отметок по каждой теме, понимание динамики учебных результатов внутри темы и по отношению к другим темам; 3.6.2. Педагогическому работнику: - отслеживание наличия оценочных процедур в рамках изучения каждой темы; - выявление тем, вызывающих учебные затруднения у обучающихся, и своевременная коррекция учебного процесса. 3.7. Рекомендуемое количество оценочных процедур в каждой теме - не менее одной за 3 урока, в случае если тема изучается до 7 уроков, и не менее 1 за 4 урока, если тема изучается более 7 уроков. 3.8. В ОО средневзвешенная оценка реализуется с учетом следующих весовых коэффициентов: Тип задания Контрольная работа Диктант Сочинение ВПР Вес 10 10 10 10 Тип задания Анализ текста Грамматический практикум Самостоятельная работа Практическая работа 6 Вес 7 7 6 6 Тип задания Вес Контрольное списывание Работа с контурной картой Доклад 4 4 4 Проверочная работа Аудирование Проект Изложение Монологическая речь Техника чтения Грамматическое задание Сдача нормативов Пересказ (не пересказ параграфа или д/з, а пересказ нового прочитанного или услышанного на уроке текста) 9 9 8 8 8 8 8 8 7 Диалогическая речь Чтение наизусть Лабораторная работа Реферат Словарный диктант Математический диктант Рисунок Олимпиада / Конкурс Лексический практикум Тестирование 7 Творческая работа 5 Терминологический диктант 4 6 6 5 5 5 5 5 5 5 Устный счет Блиц-опрос Упражнения Индивидуальное задание Домашнее задание Повторная проверка знаний Исполнение песни Деловая игра Работа с текстом (составление плана, выборочное чтение, ответ на вопрос по тексту) 4 4 4 4 3 3 3 3 3 Ответ на уроке Классная работа 2 1 Формула подсчета средневзвешенной оценки Средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости. Средневзвешенный балл = (сумма произведений оценок на их веса) / (сумма весов этих оценок) Особенности подсчета: «Долги» ученика (невыполненные задания с обязательной оценкой, т.е. «точки» в журнале, причем только те, срок выполнения которых истѐк) учитываются как минимальные оценки, равные 2 и при подсчете средневзвешенного приравниваются к «двойкам». Пропуски (посещаемость) никак не учитываются при подсчете средневзвешенной оценки. На результат «взвешивания» влияют только оценки и «точки» в журнале (в дневнике обучающегося задания с обязательной оценкой). Пример подсчета: «2» и «4» поставлено за контрольную работу; «5» поставлено за ответ на уроке. Вес работ: контрольная работа = 10 баллов, ответ на уроке = 2 балла. Средневзвешенный балл = (2*10+5*2+4*10)/(10+2+10)=3,18. Средний балл при таких же условиях = (5 + 4 +2)/3=3,67. Средневзвешенный балл показал, что обучающийся знает материал на 3,18 (по правилам математического округления – 3), а не на 3,67 (по правилам математического округления – 4), понизившего шансы получить «4» в четверти. Шкала выставления отметок за четверть (полугодие), год Средневзвешенный Отметка Средневзвешенный Отметка балл балл От 0 до 2,69 От 2,7 до 3,69 «2» «3» От 3,7 до 4,69 От 4,7 до 5 7 «4» «5» 4. Особенности организации системы внутреннего контроля и оценки 4.1. Система внутреннего контроля и оценки на всех уровнях ФГОС предполагает: стартовую педагогическую диагностику; текущий (в том числе тематический) контроль и оценку; портфолио; внутришкольный мониторинг образовательных достижений. Система контроля и оценки подчиняется следующим требованиям: создает возможность получения объективной информации о качестве образования в начальной школе данной Организации; учитывает особенности функционирования, специфику контингента обучающихся, наличие индивидуальных программ обучения; включает контроль и оценку динамики учебных достижений обучающихся; предполагает комплексный подход к оценке результатов освоения предметных и метапредметных результатов; предусматривает разнообразие методов и форм оценки – устных и письменных работ; практических работ; заданий тестового и творческого характера; проектной и исследовательской деятельности и др., (проводимые, в том числе, в электронной форме); обеспечивает успешность включения обучающегося в контрольно-оценочную деятельность и формирование у него регулятивных умений. 4.2. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета ОО. 4.3. Стартовая педагогическая диагностика. В сентябре первого года обучения учитель проводит педагогическую диагностику, целью которой является установление степени готовности первоклассника к школьному обучению. Объектами оценки являются: а) сформированность предпосылок учебной деятельности (способность обучающегося принимать требование учителя, удерживать учебную задачу; желание учиться, проявлять самостоятельность и инициативность); б) уровень пространственного и зрительного восприятия, состояние моторики и зрительно-моторных координаций; в) соответствующий возрасту уровень развития устной речи; г) предпосылки овладения грамотой и математикой (определенный уровень развития звуковой культуры, умение сравнивать множества по количеству элементов, представление о счете и др.). Результаты педагогической диагностики являются предпосылкой для определения стратегии индивидуально-дифференцированного подхода к обучению первоклассников с разным уровнем готовности к школе. 4.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется только качественно (дается качественная оценка (краткая, развёрнутая)) без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий в 1 классе. Любые символы, значки, графические рисунки приравниваются к отметке. 4.4. Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. Результаты и динамика образовательных достижений каждого обучающегося фиксируются педагогическим работником в листах индивидуальных достижений. 4.5. Текущий контроль успеваемости во втором классе со второго полугодия и последующих классах осуществляется по пятибалльной системе оценивания («2», «3», «4», «5») по всем предметам учебного плана. Для письменных работ, результат прохождения которых фиксируется в баллах или иных значениях, разрабатывается шкала перерасчета 8 полученного результата в отметку по пятибалльной шкале. Шкала перерасчета разрабатывается с учетом уровня сложности заданий, времени выполнения работы и иных характеристик письменной работы. 4.6. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются педагогическим работником в электронном журнале и дневнике обучающегося в сроки и порядке, предусмотренные локальным нормативным актом школы. 4.7. Текущий контроль успеваемости по итогам четверти осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно в форме письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, комплексная или итоговая контрольная работа). 4.8. Педагогический работник, проводящий текущий контроль успеваемости, обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимися, получившими неудовлетворительную оценку за четвертную письменную работу, и проведение текущего контроля успеваемости по итогам четверти для отсутствовавших ранее обучающихся. 4.9. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям учащихся, не допускается проведение текущего контроля успеваемости: в первый учебный день после каникул для всех обучающихся школы; в первый учебный день после длительного пропуска занятий для обучающихся, не посещавших занятия по уважительной причине. В течение учебного дня можно провести не более одной контрольной работы. Контрольные работы проводятся на втором–четвертом уроках (п. 10.8 СанПиН школ). 4.10. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому, осуществляют педагогические работники школы. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в электронном журнале, на специально созданной странице обучения на дому. 4.11. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и учитываются в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы. 4.12. Текущий контроль успеваемости в рамках предмета ОРКСЭ осуществляется безотметочно. Объектом оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов. 4.13. Обучающимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, более 50 процентов учебного времени, отметка за четверть не выставляется или выставляется на основе результатов письменной работы или устного ответа педагогическому работнику в формах, предусмотренных для текущего контроля успеваемости, по пропущенному материалу, а также результатов четвертной письменной работы. 4.14. В ОО используется два вида оценивания. 1) Диагностическое оценивание определяет начальный уровень сформированности знаний, умений и навыков, а также компетентностей учащихся. Диагностическое оценивание проводится в начале учебного года или на первом занятии изучения темы, учебного раздела, главы. Цель диагностического оценивания — получить информацию о том, где учащиеся находятся относительно целей обучения в начале изучения программной темы или главы (раздела), или курса по предмету. 9 Диагностическое оценивание позволяет учителю скорректировать учебный план, который будет отвечать запросам учащихся, либо поможет спрогнозировать и в последующем преодолеть возможные трудности в обучении. 2) Формирующее оценивание — это оценивание, при котором педагог сравнивает результаты ученика с его предыдущими результатами и даёт обратную связь по итогам обучения. Цель формирующего оценивания — улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно ориентировано на конкретного ученика и призвано выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее оценивание предполагает самооценку ребёнка и взаимооценку детей. Школьники учатся отмечать слабые и сильные стороны других работ и анализируют собственный прогресс. Принципы формирующего оценивания: • разработка только учителями или совместно с учениками критериев оценивания на основе планируемых результатов достижений учащихся; • доверие между субъектами образовательных отношений; • отсутствие открытого сравнения результатов разных обучающихся; • участие самих обучающихся в оценивании; • процессный характер оценивания: оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и процесс обучения; • заблаговременная известность критериев оценивания всеми участниками образовательных отношений; • система совместной рефлексии учителя и ученика результатов научения на основе обратной связи; • построение индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Виды формирующего оценивания: портфолио (при необходимости), самоанализ ученика через анкетирование, самооценивание и взаимооценивание, письменные и устные комментарии учителя к работам обучающегося и другие. 5. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации 5.1. Промежуточная аттестация является подтверждением освоения обучающимися отдельной части учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. 5.2. Промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся ОО, осваивающие ФОП начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в формах, определенных учебным планом, в сроки, утвержденные календарным учебным графиком, и в порядке, установленном пунктом 5.6 настоящего Положения. 5.3. В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 31 муниципального образования Темрюкский район промежуточная аттестация проводится в конце каждой учебной четверти для обучающихся 2 класса со второго полугодия, в конце каждой учебной четверти для обучающихся 3-9 классов, и в конце каждого учебного полугодия для обучающихся 10-11 классов. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года по каждому учебному предмету, курсу и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом. Промежуточная аттестация обязательна для обучающихся всех форм обучения, в том числе обучающихся с ОВЗ. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются основной образовательной программой общего образования соответствующего уровня (индивидуальным учебным планом). 10 5.4. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно в форме годовой отметки по учебным предметам, курсам и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом. 5.5. Четвертная оценка по предмету выставляется на основании не менее трех текущих оценок. Полугодовые оценки по предмету выставляются на основании не менее пяти текущих оценок. 5.6. Промежуточная аттестация не проводится для обучающихся 1-го класса. 5.7. Промежуточная аттестация во 2–4-х классах проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в журнале учета успеваемости. 5.8. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода в следующий класс. 5.9. Итоговая оценка на уровне НОО является процедурой внутренней оценки образовательной организации и складывается из результатов накопленной оценки и итоговой работы по предмету. 5.10. Предметом итоговой оценки на уровне НОО является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на основном содержании предмета с учетом формируемых метапредметных действий. 5.11. По итогам освоения ООП НОО формируется характеристика обучающегося. Характеристика обучающегося готовится на основании: • объективных показателей образовательных достижений обучающегося; • портфолио обучающегося, освоившего ООП НОО; • оценок классного руководителя и педагогических работников. 5.12. Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности обучающегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы. 5.13. В портфолио включаются: работы обучающегося (фотографии, видеоматериалы и др.), отзывы на работы обучающегося (наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и др.). Отбор работ для портфолио и отзывов на них ведется обучающимся совместно с классным руководителем с участием родителей (законных представителей) обучающихся. 5.14. Портфолио формируется в электронном и (или) бумажном виде в течение всех лет обучения на уровне начального общего образования. Результаты обучающегося, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по обучению на уровне основного общего образования, подготовке характеристики обучающегося. 5.15. В характеристике обучающегося: • отмечаются образовательные достижения обучающегося по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов; • даются педагогические рекомендации по организации обучения по образовательным программам основного общего образования с учетом интересов обучающегося, выявленных проблем и отмеченных образовательных достижений. 11 5.16. Рекомендации педагогического коллектива по организации обучения по образовательным программам основного общего образования доводятся до сведения обучающегося и его родителей (законных представителей). 6. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся: 6.1. Отметки учащихся ОО за четверть, полугодие, год должны быть обоснованы (то есть соответствовать успеваемости обучающегося в оцениваемый период). При спорной четвертной, полугодовой, годовой отметке критерием ее выставления являются отметки за письменные работы согласно Перечню контрольных работ по предметам учебного плана. Для объективной аттестации учащихся за четверть необходимо не менее трех отметок при одночасовой учебной нагрузке по предмету и не менее пяти при учебной нагрузке более двух часов в неделю. Для объективной аттестации учащихся за полугодие необходимо не менее пяти отметок при одночасовой учебной нагрузке по предмету и не менее семи при учебной нагрузке более двух часов в неделю. При отсутствии необходимого количества отметок при выведении четвертных (полугодовых) отметок, при пропуске учащимися ОО без уважительных причин 30% учебного времени, а также при пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. В журнале выставляется «н/а» — не аттестован. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется администрацией ОО с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося или его родителей (законных представителей). 6.2. В качестве результатов промежуточной аттестации по предметам учебного плана соответствующего уровня образования обучающимся могут быть зачтены внеучебные образовательные достижения. Зачет производится в форме учета личностных достижений или портфолио. 6.3. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительной причине, подтвержденной документально, проходят промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые приказом руководителя школы в течение одной недели с момента непрохождения обучающимся промежуточной аттестации. 6.4. Расписание промежуточной аттестации составляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе не позднее чем за две недели до проведения промежуточной аттестации, в соответствии со сроками, утвержденными календарным учебным графиком, и включается в график оценочных процедур школы. 6.5. Расписание промежуточной аттестации (перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), форма, сроки и порядок проведения) доводится до обучающихся и их родителей (законных представителей) посредством размещения на информационном стенде в вестибюле школы, учебном кабинете, на официальном сайте школы не позднее чем за две недели до проведения промежуточной аттестации. 6.6. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с настоящим Положением. 6.7. Порядок зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях в качестве результатов промежуточной аттестации определяется соответствующим локальным нормативным актом школы. 12 6.8. Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных (полугодовых) отметок и отметки по результатам годовой письменной работы, выставляются всем обучающимся школы в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 7. Годовая промежуточная аттестация 7.1. Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных (полугодовых) промежуточных аттестаций. 7.2. При выставлении годовой отметки предпочтение отдается отметкам за III и IV четверти во 2-8-х классах и за II полугодие в 10, 11-х классах (фактическому уровню знаний на конец года), так как на второе полугодие приходится, в большинстве случаев, выполнение практических частей образовательных программ по учебным предметам. 7.3. В 5-9-х классах отметка «5» за год выставляется при наличии всех отметок «5», а также возможны варианты: 7.4. I четверть II четверть III четверть IV четверть Год 4 5 5 5 5 4 4 5 5 5 5 4 4 5 5 5 5 5 4 5 Отметка «4» за год выставляется при наличии всех отметок «4» при отсутствии неудовлетворительных отметок, а также возможны варианты: I четверть II четверть III четверть IV четверть Год 5 4 4 4 4 5 5 4 4 4 4 5 5 4 4 3 4 4 4 4 3 3 4 4 4 4 3 3 4 4 Отметка «3» за год выставляется при наличии всех отметок «3», а также возможны варианты: I четверть II четверть III четверть IV четверть Год 3 3 3 4 3 4 4 3 3 3 3 4 4 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2 2 3 3 3 Отметка «2» за год выставляется при наличии трех неудовлетворительных отметок. В 10-11-х классах отметка «5» за год выставляется при наличии двух отметок «5» за I и II полугодие или одной отметки «4» за I полугодие. 13 Отметка «4» за год выставляется при наличии двух отметок «4», а также возможны варианты: I полугодие II полугодие Год 3 4 4 5 4 4 3 5 4 5 3 4 Отметка «3» за год выставляется при наличии двух отметок «3», а также возможны варианты: I полугодие II полугодие Год 2 3 3 4 3 3 Отметка «2» за год выставляется при наличии неудовлетворительных отметок за оба полугодия или за II полугодие при отметке «3» за I полугодие. 7.5. Учащимся, получающим обучение на дому, годовые отметки выставляются только по предметам их индивидуального учебного плана. 7.6. Успешное прохождение учащимися промежуточной аттестации является основанием для перевода учащихся в следующий класс, допуска учащихся 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации. 7.7. При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется ОО с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей). Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело обучающегося и являются в соответствии с решением Педагогического совета основанием для перевода обучающегося в следующий класс, для допуска к государственной итоговой аттестации. 7.8. По окончании учебного года (в последний день учебного года) с учетом результатов промежуточной аттестации проводится педагогический совет и издаются приказы: «О переводе учащихся 1-х-8-х классов,10-х классов», «О допуске учащихся 9-х, 11-х классов к государственной итоговой аттестации». В протоколе педагогического совета и приказе прописывается посписочный состав учащихся (в именительном падеже). 7.9. В электронном журнале результаты промежуточной аттестации отражаются отдельной графой и могут фиксироваться следующим образом: - отметочно; - безотметочно; - зачет/незачет; - освоил; - НПА - непрохождение промежуточной аттестации по уважительной причине; - AЗ - академическая задолженность. 7.9. Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсу, модулю образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. 14 7.10. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию не более двух раз в сроки, установленные ОО, в пределах одного года с момента образования академической задолженности, не включая время болезни обучающегося. 7.11. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в школе создается соответствующая комиссия. Комиссия формируется по предметному принципу. Количественный и персональный состав предметной комиссии определяется приказом руководителя школы. В комиссию входит не менее трех человек. 7.12. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 7.13. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 7.14. Обучающиеся в ОО по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования, по заявлению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам при наличии и в соответствии с рекомендациями Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 7.15. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, продолжают получать образование в ОО. 8. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, оставленных на повторное обучение. 8.1. Контроль успеваемости обучающихся, оставленных на повторное обучение, проводится педагогическим работником в общем порядке. 8.2. Промежуточная аттестация обучающихся, оставленных на повторное обучение, проводится педагогическим работником по тем учебным предметам, по которым обучающийся имел академическую задолженность в предыдущем году обучения. По остальным учебным предметам засчитываются результаты промежуточной аттестации обучающегося, полученные в предыдущем году обучения, если иное не предусмотрено индивидуальным учебным планом. 9. Промежуточная и государственная итоговая аттестация экстернов 9.1. Лица, осваивающие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня общего образования в форме самообразования, семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в школе. 9.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся вправе выбрать школу для прохождения аттестации на один учебный год, на весь период получения общего образования либо на период прохождения конкретной аттестации. 15 9.3. Экстерны при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестации пользуются академическими правами обучающихся. 9.4. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также порядок возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений с экстернами устанавливаются локальными нормативными актами школы. 9.5. ОО утверждает график прохождения промежуточной аттестации экстерном, который предварительно согласует с экстерном или его родителями (законными представителями). Промежуточная аттестации экстернов проводится по не более чем одному учебному предмету (курсу) в день. 9.6. Промежуточная аттестация экстерна осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, в формах, определенных учебным планом, и в сроки, утвержденные календарным учебным графиком. 9.7. До начала промежуточной аттестации экстерн может получить консультацию по вопросам, касающимся аттестации, в пределах двух академических часов в соответствии с графиком, утвержденным приказом о зачислении экстерна. 9.8. Экстерн имеет право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом школы. 9.9. Результаты промежуточной аттестации экстернов фиксируются педагогическими работниками в протоколах, которые хранятся в личном деле экстерна вместе с письменными работами. 9.10. На основании протокола проведения промежуточной аттестации экстерну выдается справка с результатами прохождения промежуточной аттестации по образовательной программе соответствующего уровня общего образования по форме согласно приложению к настоящему Положению. 9.11. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 9.12. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в школе в соответствии с законодательством РФ и локальными нормативными актами школы. 9.13. Промежуточная и государственная итоговая аттестация могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам. 9.14. Срок подачи заявления на зачисление в школу для прохождения государственной итоговой аттестации составляет: • по образовательным программам основного общего образования – не менее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта; • образовательным программам среднего общего образования – не менее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля. 16 9.15. Экстерны допускаются к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. Экстерны допускаются к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение). 9.16. Государственная итоговая аттестация экстернов осуществляется в порядке, установленном законодательством. 10. Общие требования к проведению оценочных процедур 10.1. Основным объектом системы оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы являются требования ФГОС и федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФОП). 10.2. Система оценки образовательных результатов является необходимым условием реализации системы требований образовательных стандартов и ФОП призвана способствовать обеспечению преемственности на всех уровнях образования. 10.3. При планировании оценочных процедур в ОО в рамках организации внутренней системы оценки качества образования учитываются уже имеющиеся результаты и информация, полученные в ходе федеральных оценочных процедур, с целью исключения их дублирования. 10.4. Оценочные процедуры проводятся по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2. 5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение конкретного учебного предмета в конкретной параллели классов в текущем учебном году. 10.5. Оценочные процедуры не проводятся на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более одного урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании. 10.6. Не проводить для обучающихся одного класса более одной оценочной процедуры в день. 10.7. Необходимо исключить ситуации замены различных видов учебной деятельности на многократное выполнение однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, а также проведения «предварительных» контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры. 10.8. В случае пропуска обучающимся работ контролирующего характера учителю необходимо предусмотреть возможность выполнения обучающимся данной работы. В тетрадях для контрольных работ необходимо зафиксировать фактическую дату выполнения конкретным обучающимся контрольной работы, о чем произвести соответствующую запись в тетради обучающегося. В классном журнале в соответствии с КТП в день проведения контрольного диктанта по теме отмечается пропуск (знак «ОТ») по факту отсутствия обучающегося. После дополнительной работы с данным обучающимся отметка за контрольный диктант по теме выставляется в журнал на дату, когда была написана данная работа. При этом в электронном журнале успеваемости добавляется новое задание, 17 выбирается соответствующий тип задания (в данном случае «контрольный диктант»). Оценка в этой графе выставляется только этому ученику. 10.9. Неудовлетворительный результат контрольной, проверочной, итоговой работы учащегося, отраженный в журнале учета успеваемости класса, в обязательном порядке должен иметь следствием дополнительную работу с учеником, включающую консультацию по неосвоенному материалу и повторную работу, что отражается в электронном журнале успеваемости класса оценкой, выставленной рядом с первой неудовлетворительной отметкой. 10.10. График оценочных процедур формируется и утверждается единый для всей ОО до 5 сентября текущего учебного года с учетом оценочных процедур, запланированных в ОО, оценочных процедур федерального уровня, документы о проведения которых опубликованы до момента формирования графика на указанные периоды. 10.11. Разместить сформированный график до 5 сентября текущего учебного года на официальном сайте общеобразовательной организации в виде электронного документа (главная страница подраздела «Документы» раздела «Сведения об образовательной организации»); 10.12. Всероссийские проверочные работы (далее ВПР) в школе — это ежегодные контрольные работы по нескольким общеобразовательным предметам, призванные показать эффективность работы школы и степень усвоения школьной программы учениками. Цель ВПР — оценить уровень подготовки учеников и качество преподавания предметов в школах. Результаты проверочных работ анализируют региональные и федеральные центры оценки качества образования. 10.13. Всероссийская проверочная работа (далее ВПР) в ОО по предметам случайного выбора используется как форма текущей успеваемости в качестве текущих контрольных работ с целью исключения дублирования оценочных процедур (контрольных работ) в 4-8, 10 классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР и снижения учебной нагрузки на учащихся. 10.14. Оценки по ВПР по предметам случайного выбора выставляются в журнал в день проведения работы с пометкой «ВПР» и информирования родителей (законных представителей). 10.15. ВПР по учебным предметам русский язык и математика в 4-8, 10 классах используются в качестве промежуточной итоговой аттестации по предмету с обязательным выставлением оценок в журнал в день проведения работы с пометкой «ВПР» и информированием родителей (законных представителей) учащихся. 10.16. В соответствии с таблицей средневзвешенной оценки ОО, ВПР присваивается такой же вес, как и аналогичной контрольной работе на школьном уровне. 18 Приложение 1 к Положению ГЛОССАРИЙ ФОРМ КОНТРОЛЯ Анализ музыкальных произведений - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося характеризовать музыкальное произведение, опираясь на знание основ музыкального искусства и собственное впечатление. Анкета/формуляр - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося работать с опросным листом для внесения данных/формой для ответов на определенные вопросы для получения определенной информации. Аудирование - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося воспринимать и понимать содержание звучащих текстов. Ведение тетради - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося соблюдать единый орфографический режим, правильность выполнения письменных работ, соответствие их объема и содержания требованиям. Виртуальный практикум - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося применять теоретические знания путем имитационного проведения экспериментов. Вокально-хоровая работа - форма контроля музыкальной деятельности, позволяющая оценить певческие навыки (качество звуковедения и чистота интонации (хоровой строй), артикуляция и дикция, атака звука, дыхание) обучающегося и его умение раскрыть образное содержание, интонационные, жанровые, стилистические особенности произведения, передать его характер в сольном или хоровом исполнении. Всероссийские проверочные работы (ВПР) — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по определенному предмету. Выразительное чтение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося выразительно читать (в том числе наизусть) с соблюдением норм литературного произношения, передавая идейно-образное содержание текста. Географический диктант - форма контроля, позволяющая оценить комплексные географические знания обучающегося. 19 Грамматическое задание - форма контроля, позволяющая оценить результаты усвоения обучающимся изучаемых грамматических явлений, умение производить простейший языковой анализ слов и предложений. Графический диктант - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося представлять решение задачи в условно-графической форме. Демонстрация техники упражнений - форма контроля, позволяющая оценить навык обучающегося в демонстрации упражнения наиболее рациональным и эффективным способом, близким к эталонному. Диалог/полилог форма контроля, позволяющая оценить качество диалогического/полилогического общения участников, состоящего из непосредственного обмена высказываниями между двумя или несколькими лицами на основе равенства их позиций. Диктант - форма контроля, позволяющая оценить орфографические и пунктуационные навыки обучающегося. Дневник самоконтроля - форма контроля, позволяющая оценить умение вести специально разработанную тетрадь, предназначенную для мониторинга состояния своего физического развития и самочувствия, до, в процессе и после физических занятий. Доклад - форма контроля, позволяющая оценить навыки публичного развернутого выступления обучающегося по определённому вопросу, основанного на самостоятельно привлечённой, структурированной и обобщенной им информации, в том числе в виде презентации. Домашнее задание - форма контроля, при которой проверяется и оценивается умение обучающегося самостоятельно выполнить задания на закрепление и углубление знаний, речевых навыков и умений, полученных на уроке. Зачет - форма контроля, позволяющая оценить уровень достижения образовательных результатов обучающегося посредством индивидуального или группового собеседования или выполнения практической работы. Изложение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося излагать содержание прочитанного или услышанного текста. Основными критериями при этом являются полнота изложения, фактическая правильность, грамотность, последовательность, логичность. Инструментальное музицирование - форма контроля музыкальной деятельности, позволяющая оценить умение обучающегося исполнять музыку на элементарных (детских) музыкальных инструментах, отражая характер произведения, его стилистические и 20 жанровые особенности, раскрывая образное содержание, демонстрируя ритмическую и интонационную точность, ансамблевость исполнения. Исследовательская работа - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося проводить исследование для получения новых знаний, проверки гипотез, установления закономерностей, обобщения и обоснования информации. Комбинированная работа - форма контроля, позволяющая оценить предметные знания, умения и навыки обучающегося посредством выполнения практических и теоретических заданий разного типа. Конкурс - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося представлять результаты творческой работы, художественное исполнение, решение научнопознавательной задачи в условиях конкурсных испытаний. Конспект - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося вести связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала (статьи, доклада, книги, лекции и др.). Конференция - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося публично представлять свои проектные или исследовательские работы, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. Лабораторная работа - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося проводить изучение и исследование характеристик заданного объекта экспериментальным методом с применением лабораторного оборудования. Лабораторный опыт - форма контроля, позволяющая оценить практические умения обучающегося в изучении количественных или качественных характеристик изучаемого объекта, процесса или явления в ходе непродолжительного по времени одноактового исследования с применением лабораторного оборудования. Личное письмо/открытка - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося составлять письменное обращение близкому человеку, например, другу по переписке, оформленное в соответствии с определенными правилами. Математический диктант - форма контроля, позволяющая оценить способность обучающегося к восприятию задания на слух, поиску решения и письменной фиксации решения или ответа. Монолог - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося излагаться устно. Музыкальная викторина - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося на слух распознавать и определять жанровую или авторскую принадлежность 21 музыкальных произведений, их форму, характер или образное содержание, имя, тип или состав исполнителей. Музыкальный дневник - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося фиксировать собственные впечатления, возникшие при прослушивании (разучивании) музыкального произведения, посещении концерта или музыкального спектакля, и/или выражать их в творческой форме (например, в виде рассказа, эссе, стихотворения, рисунка). Олимпиада - форма контроля, позволяющая оценить способности обучающегося к решению творческих задач. Опрос - форма контроля, позволяющая оценить уровень знаний, умений и навыков обучающегося посредством устных и/или письменных вопросов. Осложненное списывание - форма контроля, позволяющая оценить орфографические и пунктуационные навыки обучающегося посредством списывания текста, содержащего орфографические и пунктуационные изменения, а также выполнения заданий по данному тексту. Пересказ - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося устно излагать прочитанный/прослушанный текст (правильность передачи основного содержания текста, последовательность и полнота развития сюжета, выразительность при характеристике образов). Письменный ответ - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося построить развернутое письменное высказывание по предложенному вопросу/на заданную тему. Основными критериями оценки при этом являются полнота, аргументированность, связность и последовательность изложения. Практическая работа - форма контроля, позволяющая оценить уровень практических навыков и умений обучающегося. Проект - форма контроля, позволяющая оценить способность обучающегося осуществлять деятельность, направленную на создание продукта. Работа с картой - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося распознавать объекты на карте, извлекать из карты необходимую информацию. Реферат - форма контроля, позволяющая оценить навыки поиска и анализа информации у обучающегося, а также его способности представления ключевых идей и формулирования выводов на их основе, выполненного по определенным правилам оформления. 22 Решение задач - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося выполнять действия, направленные на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи. Словарный ассоциативный ряд - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося приводить ассоциативные ряды, возникающие с определенной лексической единицей. Словарный диктант - форма контроля, позволяющая оценить знание обучающимся слов с непроверяемыми написаниями и владение навыками их правописания. Смысловое чтение - форма контроля, позволяющая обучающегося понимать смысловое содержание текста. оценить способность Соревнование - форма контроля, предполагающая состязание (матч) среди обучающихся или команд обучающихся по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимое по утвержденному положению (регламенту). Сочинение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося создавать связный текст с учетом языковых норм. Списывание - форма контроля, позволяющая оценить каллиграфические, орфографические и пунктуационные навыки обучающегося при копировании печатного текста. Творческая работа - форма контроля, позволяющая оценить продукт творческой деятельности обучающегося. Терминологический диктант - форма контроля, позволяющая оценить уровень владения обучающимся терминологическим аппаратом предмета. Тест - форма контроля, позволяющая оценить уровень знаний, умений и навыков обучающегося через систему тестовых заданий/вопросов. Тестирование физических качеств - форма контроля, предполагающая измерение или испытание, стандартное задание, проводимое для определения и оценки уровня физического состояния, физической подготовленности и двигательных способностей на основе комплекса разнообразных упражнений. Техника чтения - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося читать и понимать прочитанное. Основными критериями оценки при этом являются способ чтения, правильность, осознанность. 23 Устный ответ - форма контроля, позволяющая оценить индивидуальные особенности усвоения обучающимся учебного материала и проверить умение строить связное, логически последовательное сообщение на заданную тему или поставленный вопрос. Устный счет - форма контроля, позволяющая оценить умение выполнения обучающимся вычислений без помощи дополнительных устройств и приспособлений. Учебная работа - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося создавать завершенную художественную работу по предложенному образцу. Учебное задание - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося самостоятельно (индивидуально или в группе, в классе или дома) найти решение поставленной задачи. Учебное упражнение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося самостоятельно выполнять задания на отработку конкретных предметных умений и навыков. Читательский дневник - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося вести записи и формулировать впечатления о прочитанных книгах. Чтение - форма контроля, позволяющая оценить умение обучающегося воспринимать и понимать содержание графически зафиксированных текстов. Экспериментальная работа - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося при выполнении опытно-поисковой работы и/или эксперимента. Эссе - форма контроля, позволяющая оценить умения обучающегося создавать небольшой прозаический текст, выражая собственную точку зрения о каком-либо предмете, теме, проблеме. 24 25 Приложение 2 к Положению ПЕРЕЧЕНЬ ФОРМ КОНТРОЛЯ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ Предмет Биология География Изобразительное искусство Иностранный язык Информатика История Формы контроля ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание, всероссийская проверочная работа ведение тетради, виртуальный практикум, географический диктант, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, работа с картой, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание, всероссийская проверочная работа диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конференция, олимпиада, опрос, проект, реферат, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебная работа, учебное упражнение анкета/формуляр, аудирование, диалог/полилог, диктант, доклад, домашнее задание, зачет, изложение исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, личное письмо/открытка, монолог, олимпиада, опрос, проект, реферат, словарный ассоциативный ряд, творческая работа, тест, техника чтения, устный ответ, учебное задание, учебное упражнение, чтение, эссе, всероссийская проверочная работа виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, всероссийская проверочная работа ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, проект, работа с картой, реферат, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное 26 Литература Литературное чтение НОО Математика Математика (НОО) Музыка ОБЗР Обществознание задание, всероссийская проверочная работа выразительное чтение, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, изложение, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, письменный ответ, практическая работа, проект, реферат, сочинение, творческая работа, терминологический диктант, тест, техника чтения, устный ответ, читательский дневник, эссе, всероссийская проверочная работа ведение тетради, выразительное чтение, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, изложение, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, пересказ, практическая работа, проект, решение задач, смысловое чтение, сочинение, творческая работа, тест, техника чтения, устный ответ, эссе, всероссийская проверочная работа лабораторная работа, ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследование, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, математический диктант, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, устный счет, учебное задание, экспериментальная работа, всероссийская проверочная работа ведение тетради, виртуальный практикум, графический диктант, диалог/полилог, домашнее задание, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, устный счет, всероссийская проверочная работа анализ музыкальных произведений, ведение тетради, вокальнохоровая работа, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, инструментальное музицирование, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, музыкальная викторина, музыкальный дневник, опрос, проект, реферат, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, соревнование, тест, устный ответ, учебное задание ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, 27 ОДНКНР Окружающий мир НОО ОРКСЭ Русский язык Русский язык НОО Труд (технология) Труд (технология) НОО комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание, эссе, всероссийская проверочная работа ведение тетради, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, творческая работа, тест, устный ответ ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, комбинированная работа, исследовательская работа, конкурс, конспект, конференция, лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, всероссийская проверочная работа ведение тетради, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, творческая работа, тест, устный ответ ведение тетради, диалог/полилог, диктант, доклад, домашнее задание, зачет, изложение, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, осложненное списывание, письменный ответ, практическая работа, проект, реферат, словарный диктант, сочинение, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное упражнение, эссе, всероссийская проверочная работа ведение тетради, грамматическое задание, диалог/полилог, диктант, домашнее задание, изложение, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, решение задач, словарный диктант, сочинение, списывание, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, эссе, всероссийская проверочная работа виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, творческая работа, тест, устный ответ, учебное задание ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад/реферат, домашнее задание, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая работа, 28 Физика Физическая культура Химия проект, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, лабораторная работа, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание, экспериментальная работа, всероссийская проверочная работа демонстрация техники упражнений, диалог/полилог, дневник самоконтроля, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, соревнование, творческая работа, тест, тестирование физических качеств, устный ответ, учебное задание ведение тетради, виртуальный практикум, диалог/полилог, доклад, домашнее задание, зачет, исследовательская работа, комбинированная работа, конкурс, конспект, конференция, олимпиада, опрос, практическая работа, проект, реферат, решение задач, творческая работа, терминологический диктант, тест, устный ответ, учебное задание, экспериментальная работа, всероссийская проверочная работа 29