Принято на заседании педагогического совета школы «11» января 2024 года протокол № 3 Утверждено Директор МБОУ СОШ №31 И.А. Степура приказом № 1 от «11» января 2024 года. ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающихся 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о портфолио обучающегося (далее – Положение, Портфолио) разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и регулирует порядок, периодичность и формы учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31 (далее – Школа) в процессе освоения ими основных образовательных программ (далее – ООП) начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ. 1.2. Положение разработано в соответствии с: − Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Приказом Министерства просвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; − Приказом Министерства просвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; − Приказом Министерства просвещения России от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413»; − Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; − Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 29.08.2013 г. №1008; − ООП начального общего, основного общего, среднего общего образования; − Уставом и локальными нормативными актами Школы. 1.3. В Положении используются следующие понятия, термины и сокращения: − портфолио обучающегося – комплексный документ, отражающий совокупность индивидуальных образовательных достижений обучающегося в урочной и (или) внеурочной деятельности; − технология портфолио – педагогическая технология формирования навыков самооценки учащихся, развития у них рефлексивных, коммуникативных, познавательных и личностных универсальных учебных действий; − индивидуальное образовательное достижение обучающегося – результат освоения обучающимся ООП начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных), имеющий личную значимость для обучающегося; − единица Портфолио – элемент Портфолио, подвергающийся учету и накоплению (приложение); − данные Портфолио – информация, основанная на учете единиц Портфолио; − ВСОКО – внутренняя система оценки качества образования; - ВШК – внутришкольный контроль; − УУД – универсальные учебные действия. 1.4. Целями Портфолио являются: − реализация права обучающихся на удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов в процессе получения образования; − привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам детей, вовлечение в сотрудничество с учителем и учащимися; − организация сбора информации о динамике продвижения обучающегося в урочной и внеурочной деятельности; содействие процессу ВШК; − обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение прав и свобод в части содержания образования, его влияния на личностное развитие обучающихся; − установление степени соответствия фактически достигнутых обучающимися образовательных результатов планируемым результатам образовательных программ; − оптимизация ВСОКО и развитие информационной открытости Школы. 1.5. В состав Портфолио включаются результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др. 2. Организационный порядок Портфолио 2.1. Портфолио является неотъемлемой составляющей образовательной системы Школы. 2.2. Ведение Портфолио – обязанность обучающихся, закрепляемая ООП. 2.3. Ведение Портфолио осуществляется на основе АИС «Сетевой Город. Образование». Доступ к Портфолио ребенка, родителя (законного представителя) осуществляется через страницу электронного дневника. 2.4. Учащиеся начальных классов заполняют Портфолио под руководством педагога (классного руководителя), родителя (законного представителя) согласно единым подходам, отраженным в настоящем Положении. 2.5. Учащиеся 5-11-х классов заполняют Портфолио самостоятельно, согласно единым подходам, отраженным в настоящем Положении. 2.6. Портфолио оформляется на срок, равный сроку обучения учащегося в Школе, и сохраняется на всех уровнях обучения. 2.7. Классный руководитель: − консультирует по мере необходимости учащихся, их родителей (законных представителей) в части оформления Портфолио и его содержимого, а также осуществляет контроль пополнения учащимися Портфолио; − оказывает возможную посредническую помощь при возникновении у учащегося затруднений в части получения тех или иных подтверждений его индивидуальных образовательных достижений; − осуществляет необходимое взаимодействие с родителями по вопросам Портфолио: ежегодно в сентябре проводит тематическое родительское собрание; разрабатывает и реализует график индивидуальных консультаций для родителей; систематизирует и учитывает в своей работе индивидуальные возможности и потребности родителей (законных представителей) обучающихся, способствующие оптимизации технологии Портфолио; 2.7. Заместитель директора, курирующий воспитательную работу, организует и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио. 2.8. Директор Школы обеспечивает нормативно-правовую базу технологии Портфолио; устанавливает обязанности участников образовательных отношений по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогов к работе в технологии Портфолио. 3. Содержание и структура Портфолио 3.1. Портфолио оформляется в виде электронной папки, содержащей формальные и творческие работы учащихся, фотографии продуктов исполнительской деятельности, официальные документы, подтверждающие результативность в какой-либо деятельности. 3.2. Структура Портфолио представлена следующими блоками: «Портрет», «Достижения», «Коллектор», «Рабочие материалы». Каждый блок позволяет прикреплять подтверждающие документы. Согласно указанной структуре обучающимися (законными представителями), педагогами школы осуществляется пополнение Портфолио. В стандартные блоки (Портрет, Достижения и т. д.) пользователь может добавить новые разделы. В каждом разделе можно создавать ссылки на web-страницы, где имеется какая-либо информация о пользователе, и прикреплять файлы любого формата, содержащие данные о его достижениях (ограничение – небольшой объем – не более 2-х мегабайт). Раздел Коллектор служит для размещения материалов, которые возможно будут (или не будут) размещены в Портфолио (какие материалы разместить выбирает сам пользователь). Раздел Рабочие материалы может служить для хранения файлов, которые в настоящее время используются в работе, например, файлы рабочих проектов и т. д. 3.3. Структура Портфолио является механизмом упорядочивания информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся, обязательна для соблюдения всеми обучающимися и не может быть изменена в процессе заполнения обучающимися Портфолио. 3.4. Для любого прикрепленного ресурса можно дать права на просмотр, нажав соответствующую кнопку и выбрав из списка пользователей, которым пользователь пожелает эти права выдать. Если личный Портфолио создаёт учащийся, то права просмотра Портфолио обязательно должен иметь его учитель (классный руководитель). 3.5. При оформлении портфеля достижений должны соблюдаться следующие требования: − систематичность и регулярность ведения портфеля достижений; − достоверность сведений, представленных в портфеле достижений; - завершенность представленных материалов. 4. Порядок учета индивидуальных обучающихся посредством технологии Портфолио образовательных достижений 4.1. По результатам анализа Портфолио за учебный год, обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, Школе, могут поощряться грамотами и дипломами. 4.2. Данные Портфолио по блокам «Олимпиады и конкурсы», «Публикации» и «Проекты и исследования» обобщаются и учитываются при оценке достижения учащимися метапредметных образовательных результатов освоения ООП в части программы формирования и развития УУД учащихся. 4.3. Данные Портфолио не подвергаются переводу в традиционную отметочную шкалу. 4.4. В случае если та или иная единица Портфолио отражает образовательные результаты обучающегося, тесно связанные с его учебной деятельностью в рамках учебного плана, педагог вправе поставить обучающемуся традиционную отметку и зафиксировать ее в соответствующем разделе классного журнала. 4.5. По письменному заявлению родителей данные портфолио могут быть включены в характеристику обучающегося, выдаваемую ему в случае перехода в другую образовательную организацию. 4.6. Данные Портфолио являются основанием для психолого-педагогических рекомендаций обучающимся и их родителям (законным представителям) по вопросу выбора направления внеурочной деятельности, а также прочих рекомендаций, способствующих личностному самоопределению обучающегося. 4.7. Спорные ситуации ведения Портфолио решаются комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в присутствии классного руководителя обучающегося.