Принято на заседании педагогического совета школы «11» января 2024 года протокол № 3 Утверждено Директор МБОУ СОШ №31 И.А. Степура приказом № 1 от «11» января 2024 года. ПОЛОЖЕНИЕ о средневзвешенной системе оценивания образовательных результатов обучающихся в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 31 муниципального образования Темрюкский район 1. Общие положения 1.1 Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федерального государственного стандарта образования, Устава МБОУ СОШ № 31 1.2 Средневзвешенная система оценивания образовательных результатов представляет собой интегральную оценку результатов всех видов деятельности обучающихся в отчетный период. 1.3 Внедрение средневзвешенной системы оценки направлено на качественную подготовку обучающихся, глубокое усвоение ими изучаемого материала и включает всестороннюю оценку учебной деятельности обучающихся в учебном году. 1.4 Средневзвешенная система оценки в МБОУ СОШ № 31 вводится во всех классах и параллелях со второго класса начальной школы с целью стимулирования и активизации текущей успеваемости обучающихся, повышения объективности оценки их знаний, умений и навыков, обеспечения четкого оперативного контроля за ходом образовательного процесса. 1.5 Цели использования средневзвешенной системы оценки: а) стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, осуществляя объективное оценивание различных видов работ; б) повышать качество изучения и усвоения материала; в) мотивировать обучающихся к системной работе в процессе получения знаний и усвоения учебного материала на протяжении всего учебного года; г) повысить объективность итоговой отметки, усилив ее зависимость от результатов ежедневной работы на протяжении всего учебного года. 2. Организация работы по средневзвешенной системе оценивания образовательных результатов при использовании электронной системы учета успеваемости АИС «СГО». 2.1 АИС «СГО» дает возможность подсчитывать не только среднее арифметическое значение текущих оценок, но и средневзвешенную оценку. Каждое задание (контрольная работа, самостоятельная работа, тест, ответ на уроке и т.д.) может иметь свой собственный «вес», что позволяет рассчитывать средневзвешенную оценку, и тем самым более объективно оценивать успеваемость обучающихся (приложение 1). 2.2 Средневзвешенная система оценивания включает учет и подсчет баллов, полученных на протяжении всего учебного года за различные виды учебной деятельности (приложение 2). 2.3 МБОУ СОШ № 31 вправе выбрать свою средневзвешенную систему оценки от 0 до 100 баллов, с обязательным указанием веса оценки в положении о средневзвешенной системе оценивания образовательных результатов обучающихся. Удельный вес вида работы (контрольная работа, самостоятельная работа, тест, ответ на уроке и т.д.) определяется педагогическим советом. 2.4 Возможные значения веса оценки в АИС «СГО», принятые в МБОУ СОШ № 31 от 0 до 10. Значение 0 означает, что соответствующий столбец классного журнала не должен учитываться при расчете средневзвешенной оценки. По умолчанию для всех заданий задается одинаковый вес - 10 баллов. Согласно принятому на педагогическом совете школы решению в АИС «СГО» предполагается использовать минимальный вес оценки - 1 балл, максимальный - 10 баллов. 2.5 Одним из обязательных свойств средневзвешенной системы оценивания является ее открытость: обучающиеся должны знать вес любого вида деятельности, знать, как можно получить максимальные баллы, за что они могут их потерять и т.д. Для выполнения этого свойства «таблица веса различных типов заданий» должна быть доступна обучающимся и их родителям (законным представителям) для ознакомления с правилами средневзвешенной системы оценивания в любое время (приложения 1,2). 2.6 Текущая оценка знаний учитывается при определении итоговой (четвертной, полугодовой, годовой) оценки. Удельный вес отдельных видов текущего контроля является единым для всех предметов. Принятые нормативы на уровне МБОУ СОШ № 31 требуют неукоснительного соблюдения всеми педагогическими работниками. 2.7 Текущие оценки выставляются учителем в соответствующей графе после проведения каждого урока. Если обучающийся пропустил урок по той или иной причине, он обязан в течение 2-х недель с момента выхода на учебные занятия выполнить задание, обязательное для выполнения каждым обучающимся. Решением педагогического совета МБОУ СОШ № 31 определен перечень заданий, обязательных для выполнения каждым обучающимся и подтверждающий освоение образовательной программы в полном объеме (приложение 3). В этом случае оценка выставляется на тот урок, когда выполнялась данная работа всеми обучающимися. Пометка отсутствия учащегося на уроке (ОТ, УП, Б) удаляется. После выхода, обучающегося на учебные занятия, учителя-предметники на месте пропущенных обязательных заданий ставят точки, которые АИС «СГО» приравниваются к академической задолженности, учитываемой системой при подсчёте средневзвешенного балла. По истечении двухнедельного срока с момента выхода, обучающегося на учебные занятия учитель выставляет на месте точки соответствующую оценку. 2.8 Формы контроля знаний и их количество определяются образовательными программами МБОУ СОШ № 31 и доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) через официальный сайт школы, родительские собрания и классные часы. Приложение 1 Возможные значения веса - от 0 до 10. Таблица веса различных типов заданий Тип задания Контрольная работа Диктант Сочинение ВПР Проверочная работа Аудирование Проект Изложение Монологическая речь Техника чтения Грамматическое задание Сдача нормативов Пересказ (не пересказ параграфа или д/з, а пересказ нового прочитанного или услышанного на уроке текста) Тестирование Вес 10 10 10 10 9 9 8 8 8 8 8 8 7 7 Тип задания Анализ текста Грамматический практикум Самостоятельная работа Практическая работа Диалогическая речь Чтение наизусть Лабораторная работа Реферат Словарный диктант Математический диктант Рисунок Олимпиада / Конкурс Лексический практикум Творческая работа Терминологический диктант Вес 7 7 6 6 6 6 5 5 5 5 5 5 5 5 4 Тип задания Вес Контрольное списывание Работа с контурной картой Доклад Устный счет Блиц-опрос Упражнения Индивидуальное задание Домашнее задание Повторная проверка знаний Исполнение песни Деловая игра Работа с текстом (составление плана, выборочное чтение, ответ на вопрос по тексту) 4 4 4 4 4 4 4 3 3 3 3 3 Ответ на уроке Классная работа 2 1 Шкала выставления отметок за четверть (полугодие), год Средневзвешенный Отметка Средневзвешенный Отметка балл балл От 0 до 2,69 «2» От 3,7 до 4,69 «4» От 2,7 до 3,69 «3» От 4,7 до 5 «5» Приложение 2 Формула подсчета средневзвешенной оценки Средневзвешенный балл подсчитывается с учетом веса, то есть коэффициента важности каждой работы, и таким образом демонстрирует более объективный показатель успеваемости. Средневзвешенный балл = (сумма произведений оценок на их веса) / (сумма весов этих оценок) Особенности подсчета: «Долги» ученика (невыполненные задания с обязательной оценкой, т.е. «точки» в журнале, причем только те, срок выполнения которых истѐк) учитываются как минимальные оценки, равные 2 и при подсчете средневзвешенного приравниваются к «двойкам». Пропуски (посещаемость) никак не учитываются при подсчете средневзвешенной оценки. На результат «взвешивания» влияют только оценки и «точки» в журнале (в дневнике обучающегося задания с обязательной оценкой). Пример подсчета: «2» и «4» поставлено за контрольную работу; «5» поставлено за ответ на уроке. Вес работ: контрольная работа = 10 баллов, ответ на уроке = 2 балла. Средневзвешенный балл = (2*10+5*2+4*10)/(10+2+10)=3,18. Средний балл при таких же условиях = (5 + 4 +2)/3=3,67. Средневзвешенный балл показал, что обучающийся знает материал на 3,18 (по правилам математического округления – 3), а не на 3,67 (по правилам математического округления – 4), понизившего шансы получить «4» в четверти. Очевидно: средневзвешенная оценка дает более точный уровень успеваемости обучающегося. Приложение 3 Перечень заданий, обязательных для выполнения каждым обучающимся и подтверждающий освоение образовательной программы в полном объеме Тип задания Контрольная работа / диагностическая контрольная работа Диктант Сочинение (литература) Монологическая речь (иностранный язык) Техника чтения Грамматическое задание Практическая работа (география, информатика и ИКТ) Диалогическая речь (иностранный язык) Чтение наизусть Лабораторная работа (физика, химия) Контрольное списывание Вес 10 10 10 8 8 8 6 6 6 5 4